Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Цель жизни. Урок 3. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа – урок. Цель. Формировать знания по усвоению: понятия «цель жизни», слов синоним. Задачи. Раскрывать значения значение понятий «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»; научить анализу произведений; активизировать познавательную активность. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; формировать умения работать с компьютером. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленной цели. Форма работы. Сочетание парной, фронтальной и индивидуальной работы. Интеграция. Самопознание + русский язык. Ресурсы.
Ход урока. Цитата урока. Стремление вперед — вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные часы. Горький М.
1 этап организационный. Постановка цели. «Круг радости». - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я не буду раскрывать вам тему сегодняшнего урока. Но думаю, что после «круга радости» и чтения цитаты на доске вы мне её сами назовёте. Повторяйте, пожалуйста, за мной: Сто дорог предстоит нам пройти… В – этой жизни, я знаю ведь точно… И важнее с пути не сойти… Всем удачи желаю заочно…
Будет тот путь нелёгкий порой… Станут на том, пути испытанья… Ты без участи в жизни не стой… Цель обозначь и исполни желанье… - Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ( ответы детей) -Да, ребята вы правильно угадали. Мы будем говорить о цели в жизни человека.
2 этап. Актуализация знаний, введение в новую тему. Притча о Цели жизни. - Я вам расскажу старинную китайскую притчу.
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал: - Посмотрите на реку, она - сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды. Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их: - А как вы бы стремились к своей цели? Первый ученик сказал: - Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, - отважно сказал один. - Это хорошо, - сказал Хинг Ши, - но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет - до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему. Второй ученик сказал: - А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. - Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, - заметил Хинг Ши. Третий ученик ответил: - А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь. - Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, - заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поровнявшись с ним, они спросили: - Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он? Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал: - Я бы даже не пускался в плаванье. - Но разве твоя цель уже достигнута, - удивились ученики. - Нет, - сказал Хинг Ши, - но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Вопросы к тексту. Объясните свою позицию. - Почему 1 ученик мог утонуть, так и не достигнув своей цели? - Почему 2 ученик не смог достигнуть цели, плывя по течению? - Почему и у 3 ученика ответ был недостаточно мудрым? - Всегда ли для достижения своей цели можно добраться в плавь? - Как вы думаете, мечта и цель жизни – это одно и то же? - Какой цели вы хотели бы достичь? Вывод. Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, самообразованию, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья.
-Как называют человека, который стремится к чему – нибудь, добивается своей цели? (целеустремлённый) Словарь. Целеустремлённость – это качество человека, который уверенно движется к достижению поставленных целей. - Назовите качества целеустремлённого человека. (дети называют, один ученик записывает на инт.доске. остальные в тетрадях). - К какой части речи относятся данные слова? (к существительным) - Докажите заполняя таблицу на инт.доске. слово вопрос род склонение Ответственность – что? жен. 1 дисциплинированность, что? жен. 1 обязательность, что? жен 1 упорство. что? ср. 2 - Эти слова относятся к одной части речи, а как они пишутся? - По смыслу можно сказать, что они обозначают одно и то же? - Что обозначают? (целеустремлённость) Вывод. Слова, которые пишутся по разному, но обозначают по смыслу одно и то же, называются синонимами. 3 этап. Закрепление. - Приведите примеры синонимы к слову счастье. (ответы детей) - Составьте предложение со словом «целеустремлённый». - Разберите по членам предложения. Определите части речи. Проверка. Цели у каждого человека различные, кто-то хочет стать хорошим врачом, кто-то в космос полететь, кто-то хочет стать мамой. Самая главная цель в жизни каждого это самореализация. Послушайте рассказ «Мечты сбываются» и расскажите, как Саша стремилась к своей цели? Чтение рассказа детьми (можно пересказ хорошо подготовленным учеником) Учебник Стр. 13 «Мечты сбываются». И.Токаш. - Добьётся ли Саша намеченного? Почему? Упражнение. Тетрадь стр.11 задание№3 - Прочитайте и подчеркните те качества, которые характеризуют целеустремлённого человека. Целеустремлённый человек. • умеет быть терпеливым; • уверен, что всего можно достичь сразу; • ставит себе цель и старается добиться намеченного; • не любит выполнять дела, на которые нужно затратить много времени; • не злится, если что-то не получается; • откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня. Вывод. – Цель выражает стремление человека найти своё место в жизни, быть полезным семье, окружающим людям, обществу. Разминочка. «Похвали себя» - Сейчас мы, дети, сядем в тесный круг. Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебный клубок (мяч, шар). При этом каждый ребёнок, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнём с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим ученикам и их родителям, а также другим людям». Учитель проговаривает свои слова доверительной интонацией. Затем передаёт эстафету.
4 этап. Подведение итогов. В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель — осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель — умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели. . «Логан Пирсалл Смит» Рефлексия. Синквейн (пятистишия) Работа в парах. - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. 5 этап. Установка на выполнение домашнего задания. Учебник стр.12. Тетрадь стр.10 задание№2. «От сердца к сердцу». - Ребята! Поделитесь с друзьями, расскажите о том, что вы поняли на уроке. (ответы детей).
|
|
|