Я и окружающий меня мир.
Урок 2.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
Форма урока: защита творческих работ.
Цель. Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоение материала, сформированности умений и навыков.
Задачи. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме окружающий мир; обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
Развивать память; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе.
Проявлять наибольшую активность в выполнении заданий, воспитывать культуру учебного труда.
Форма работы. Сочетание парной, фронтальной и индивидуальной работы.
Интеграция. Самопознание + изобразительное искусство.
Ресурсы. Цветные карандаши, краски, вырезки из журналов, цветная бумага, фрагменты различных материалов для ручного труда. Репродукции картин, скульптур.
Ход урока.
Цитата урока.
Мир - превосходная симфония; каждый из людей представляет как бы отдельную нотку. …
М. Сафир
1этап Организационный.
«Круг радости».
- Дети! Вы заметили, что в начале каждого урока я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.
- Я предлагаю «круг радости» начать такими словами:
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.
2 этап. Постановка цели.
Рассказ учителя.
Послушайте притчу и ответьте на вопрос «Окружающий нас мир несёт нам благо или несчастья?»
Пришёл ученик к своему учителю и спросил: "Скажите, Учитель, окружающий нас мир несет людям благо или несчастье?"
"Я расскажу тебе историю, а ты решишь сам", - сказал ему Учитель.
"В стародавние времена жил шах, и построил он замок, полный чудес.И был в нём зал, все стены, пол и потолок которого были сделаны в виде зеркал и если кто-то вслух в этом зале произнесёт: "Кто тут?", то услышит в ответ: "Кто тут?" …"Кто..тут?"…Кто..тут?"…
В зал однажды забежала собака и… застыла в изумлении посередине залы - со всех сторон её окружила целая свора собак Перепугалась она, и стала лаять. Эхо повторяло и повторяло её лай. Тогда собака стала лаять ещё громче. Эхо продолжало ей вторить. Собака металась взад и вперёд по залу, кусая воздух, но не могла никак справиться со сворой собак. Слуги утром нашли бездыханной эту несчастную собаку в окружении отражений мёртвых собак, хотя в этом зале не было никого, кто бы мог ей причинить вред. Так собака и умерла в сражении со своим собственным отражением".
- Вот теперь ты видишь, - закончил рассказ Учитель, - что этот мир нам сам по себе не приносит ни добра, ни зла. Мир к человеку безразличен. А всё, что происходит вокруг нас – это отражение наших с вами собственных мыслей, желаний, чувств и поступков. Знай – весь этот мир - это большое зеркало. И каким он (мир) будет - зависит от нас"
Так давайте же будем сами создавать мир, приятный нам самим!
- Почему собаку слуги нашли бездыханной?
- Почему так произошло?
- Окружающий нас мир несёт нам благо или несчастья?
-Отчего это зависит?
- А каким вы представляете окружающий вас мир?
Вывод. Окружающий мир – это люди, природа, предметы, которые окружают человека. Взаимодействие с окружающим миром вызывает в душе каждого из нас различные чувства, определяет наше поведение.
- Цель нашего урока научиться понимать, что получать позитив от окружающих только в том случае, если мы будем сами создавать приятный мир.
Упражнение.
Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины художника Е.Садырбаева «Сквер» и прочитать стихотворение М.Светлова «Этот мир», представленные в учебнике, и ответить на вопросы.
- Художник и поэт, каждый по-своему, показали красоту окружающего мира. Красота мира воспета в песнях, отражена в картинах, фотоснимках, фильмах. В скульптурных формах. Всем людям нужно научиться видеть эту красоту в обычной жизни и радоваться каждому дню.
Разминочка.
-Встаньте в круг. Игра «передай другому радость». По цепочке передаём радость. Делать нужно быстро и осторожно.
– Передаём: 1) улыбку; 2) ласковое прикосновение; 3) пожми руку друга; 4) передай тепло сердца; 5) доброе слово.
- Как вы себя ощущаете, после таких тёплых, дружеских слов и соприкосновений?
- Объясните почему? (ответы детей)
3 этап. Проверка усвоения знаний.
Творческая деятельность. Для выполнения задания класс разделить на группы по 3-4 человека.
- Попробйте составить коллаж «Окружающий мир». Используйте вырезки из газет, ваши рисунки, фрагменты различных материалов. Подготовьте презентацию.
Презентация.
Ученики по желанию демонстрируют свои рисунки и комментируют их. Затем оформляется выставка творческих работ.
Тест.
1. Окружающий мир это а) живая и неживая природа
б) всё, что окружает нас
2. Выбери верную строчку: а) окно, учебник, друг, учитель
окружающий мир твоего класса б) окно, учебник, друг, мама.
3. Деревья, солнце, дома, ветер а) к неживой природе
относятся: б) к окружающему миру
4 этап. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия. «Самооценка»
Моя мыслительная активность на уроке была …
Больше всего мне понравилось …
У меня пока не совсем получается …
Сегодня я понял(а), что думать …
Сегодняшний урок показал мне …
5 этап. Установка на выполнение домашнего задания.
Тетрадь стр.7 задание №4.
Дома разгадать ребус. Листы с ребусом раздаются
Придумать свой ребус на тему «Окружающий мир».
Круг «От сердца к сердцу».
-Я предлагаю вам разучить песню благодарности, которую можно петь и нашим друзьям, и природе, и солнышку, и цветочкам, и всем нашим близким и родным людям, всем окружающим.
Спасибо за сегодня, спасибо за сегодня,
Спасибо за сегодня, спасибо за сейчас.
Спасибо спасибо, спасибо за сегодня,
Спасибо за спасибо, спасибо за сейчас