Доброе имя.
Урок 15.
Цель. Ознакомление учащихся с историческими этапами появления имен, со значением их собственных имен
Задачи:
- познакомить учащихся с ценностью «имя», акцентировать внимание детей на значении имени для судьбы человека;
-развивать представления учащихся о доброте, навыки исследовательской деятельности;
-воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов; музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».
Ход урока.
Цитата урока.
«Жизнь человека коротка, но имя его вечно». Хагакурэ
Круг радости.
- Учитель: Здравствуй, солнце, золотое,
Здравствуй, небо, голубое,
Здравствуйте, мои друзья
Всех вас рада видеть я!
- Дети: Армысың күн!
Армысың сіз!
Армысың сен!
Армысың мен!
- Поприветствуйте друг друга! Поздоровайтесь, касаясь плечами,
локоточками, ладошками, коленками, носочками.
- А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова,
используя выражение: «Мне в тебе нравится…»
Актуализация опорных знаний.
Загадка: . (Слайд 1)
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.
Ну, конечно же, это - имя. Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имен. Узнаем, как появились имена, что нужно сделать, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди о вас вспоминали только по доброму. ( Слайд 2)
Эпиграфом нашего урока будут следующие строки:
-Как вы понимаете смысл этих слов?
«Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.»
Карнеги Дейл (Слайд 3)
Беседа
«Что такое имя человека?»
- Самое удивительное создание на земле – это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя.
(Слайд 4) Имя - слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
-Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
(Слайд 5) Имя – это первое, что получает человек, что слышит при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя.
(Слайд 6) Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
-Для чего же нужно имя человеку? (ответы детей)
Посмотрим, какова на самом деле роль имени в жизни человека:
1. (Слайд 7) Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
2. (Слайд 8) Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
3. (Слайд 9) Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
(Слайд 10) История имён
В первобытном обществе не было имен и фамилий. С раннего детства людей называли, во-первых, по внешности: Мал, Бел, Черныш.
Во-вторых, по черте характера: Добр, Храбр, Несмеяна.
В-третьих, по месту в семье: Ждан, Третьяк, Пятой.
(Слайд 11) Упражнение «Тайна имени»
Перед вами имена людей, живших в 14-16 века. Подумайте, почему родители их так назвали?
• Крепыш, Хромой, Косой, Милава. (по внешним признакам)
• Добрыня, Молчун, Умник.( по черте характера)
• Первуша, Другой, Одинец (по порядку рождения)
• Зайцев, Горяев, Нежданов (по прозвищу)
-Позже наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
-Сейчас родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Почитаем. (Слайд12)
Сказка про имена.
Жила-была одна девочка на свете. Можешь, конечно, возмутиться, мол, почему сказка про девочку, но на самом деле это была метафорическая девочка. Может она мальчиком была. А может, не было её совсем. И мальчика не было. Никого не было, но история эта была.
А история это про то, как эта девочка (давай все же остановимся на варианте с девочкой) никак не могла придумать имена. Она жила, как живут все, но с именами у неё были явные не лады. В детстве её куклы были безымянными и на все предложенные имена для них она отвечала отказом. В юности никак не могла назвать своих рыбок, а затем кошек, собак и прочих животных. Так и звала: Рыбка, Кот, Собака... но это, конечно, не имена были, а так... зазывалки.
И ладно, если б просто не могла придумать имена... порой и уже существующие её не устраивали. Некоторых людей она принципиально не называла так, как их звали. Говорила, мол, не ваши это имена. Чужие. Приблудные. И не стоит их использовать. Мало ли что чужое имя натворит. Люди обижались, конечно. Мало, что привычными именами не называла, так вообще обращалась чуть ли не "Эй, ты!" Обидно, согласись...
Но девочке этой было всё если не по барабану, то по дереву точно - постучи, да сплюнь. Жила и на жалобы эти внимания не обращала, потому что казалось ей, что намного важнее правильно использовать имена, чем соблюдать какие-то приличия...
Что до своего имени, то с ним вообще была беда. Давно стало ясно, что с ним что-то не так. Где-то оно загуляло, подальше от своей хозяйки. И хозяйка, несчастная, примеряла другие, перекатывала буквами на языке, но всё равно не находила своего...
Совсем она расстроилась. Приуныла. Мало того, что вокруг всё не со своими именами, так и она сама не лучше. А без имен, надо сказать вам, очень уж сложно жить на этом свете.
Пошла она по городам и странам, выискивать имена, значит. Шла долго, коротко, иногда вообще на месте топталась... Всё вокруг замечала и унывала от этого всё больше и больше. Оказалось, что НИЧЕГО и НИКТО вокруг не имело правильного имени. Все были с какими-то чужими. Как будто напутал кто-то.
Ну... а как только девочка поняла, про напутанность-то эту, тут же решила исправить всё и сразу. Чего мелочиться-то? Стала девочка имена менять, каждое на своё место водворять. Сначала тяжело было, а потом ничего, привыкла.
Через некоторое время оглянулась она, а вокруг всё правильно. И всё под своим именем. Приятно ей стало, работа-то огромная была — у целого мира имена в порядок привести. Таким гордиться можно без всякого смущения.
Но, конечно, с ложкой дегтя вышло. Все имена на местах, а её имени нет. Лишнего имени нет. Все правильно, а у неё имени нет. Просто нет и всё. Может, забыли, когда называли, может ещё что-нибудь, но имени у неё не было точно.
Но тут уж не исправишь ничего. Откуда его взять-то, имя, когда все разобрано? Так и осталась она безымянной. Впрочем, честно скажу, не жалуется теперь. У неё вдруг талант открылся - правильные имена придумывать. Иногда она их так дарит, вторым номером. Понимает, что люди привязываются к привычным именам, ну и второе лишним не бывает, особенно, если оно правильное. Только девочка эта, безымянная, невидимая и неощутимая. Иногда хочется её попросить придумать имя, так не найдешь же! Но порой везет... гуляешь ночью, бродишь себе, о чем-то своём думаешь.. а тут раз... и Имя. Иногда своё, иногда чужое. Это девочка мимо пробегала и на ушко шепнула. Ей ведь совсем не жалко, а людям в радость.
Такая сказка.
• Кто такая девочка, безымянная, невидимая и неощутимая? (это Имя)
• Почему в сказке девочка была без имени? (Не могла придумать имена и говорила, что у людей чужие имена).
• Зачем девочка имена менять людям стала?
Разминка. Руки-ноги.
___Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок — поднять руки, два хлопка — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учени¬ков, тренируя их собранность.
Упражнение «Почему меня так назвали?»
А кто вам дал имя и почему именно такое? Об этом вы должны были узнать у своих родителей.
(Выступления детей)
«Это интересно» (Слайд 13)
Накануне мы провели Социологическое исследование «Анкетирование в нашем 4 «А» классе»
Вопросы анкеты:
1. Что означает моё имя?
а) знаю
б) не знаю
2. Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень.
3. Почему?
4. Зачем человеку имя?
Результаты анкетирования в моем классе
Учитель заранее проводит анкетирование. На урока зачитывает результаты.
-Оказалось, что несколько человек из нашего класса не знают, что же означает их имя. Поэтому в конце урока каждый из вас получит на память открытку, где будет написано значение вашего имени.
Минутка тишины. Звучит тихая спокойная музыка.
- А сейчас закройте глаза. Представьте себе свое имя, наделите его каким-то образом. Может быть, вы представите свое имя как птицу, летающую над землей, цветок, радующийся новому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни, а может быть ваше имя – это радуга, соединяющая два берега реки. (дети закрывают глаза и представляют).
Творческая деятельность. Упражнение «Нарисуй свое имя»
- Теперь нарисуйте свое имя таким, каким вы его увидели. (Дети рисуют)
Вернисаж рисунков
Дети выставляют свои работы, рассказывают, почему они представили и видят свое имя так, как нарисовали.
Итоговая рефлексия. Игра «Солнышко»
- Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Круг «От сердца к сердцу»
- Давайте встанем в круг, вместе с рукопожатием передадим друг другу пожелание: (Называется имя ученика) «Пусть твое имя принесет тебе…(счастье, успех, удачу, любовь, радость и т.д.)»
(Слайд 19) Звучит музыка. Дети исполняют песню «Дорогою добра»