Сайт учителя начальных классов Гавлик Натальи
Главная | Урок 8. Какой я? | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 29.09.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Цитата дня
Жизнь сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Нас посетили
Гость ,
Урок 8. Какой я?

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: урок – диалог.
Цель. Выработать навык работы с бумагой, ножницами; умению понимать самих себя и потенциальные свои возможности.
Задачи. открыть учащимся путь к их собственному «Я»; стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность, организовать нравственное просвещение, опираясь на художественные произведения.
Вовлечь в активную практическую деятельность; совершенствовать навыки общения; выделять главное и делать выводы.
Развивать потребность в самопознании и служению обществу.
Форма работы. Сочетание парной, фронтальной и индивидуальной работы.
Интеграция. Самопознание + литература.
Ресурсы. Рисунки детей (портреты), тексты стихотворений,
Ход урока.
Цитата урока.
Развитие твоё – есть цель Вселенной...
Сознанием своим все тайны покоряй.
В познанье нет дороги бесполезной.
Гармонию Миров душою обретай.
1 этап. Организационный.
- С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»? Но сначала я приглашаю вас в «Круг радости».
«Круг радости».
Я хороший”
Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший!
Я, я, я спокойный! Ты. Ты, ты спокойный!
Я, я, я очень сильный! Ты, ты, ты очень сильный!
Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!
2 этап. Актуализация знаний.
- Тема нашего занятия «Какой я?». На свете живут разные люди: старые и молодые, взрослые и маленькие. Они работают, учатся, отдыхают. Но вдруг наступает момент, когда человек задумывается: «Какой я?» Это произошло и с героем стихотворения А. Барто «В зеркале».
Чтение.
Детям раздаются тексты со стихотворением. Отчего мальчик видел себя красавцем в зеркале, а иногда уродом?
Не смотрюсь я в зеркала,
Поважнее есть дела!
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень:
Обычный нос, обычный рот,
Глаза какие? Карие…
…В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой.
Ну что ж, случается в игре –
Ее задел я клюшкой.
Взялась ругать старушка
Все наше поколение,
Я спорил со старушкой
До белого каления.
Она словцо, и я словцо –
Война у нас в разгаре.
Вдруг вижу в зеркале лицо:
Губастый, злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня оно
Так исковеркало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось – я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днем.
Но каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал –
Смотрю: красивый парень!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица –
И наши мысли и дела
В них могут отразиться

.
- Почему мальчик видел себя красавцем в зеркале, а иногда уродом?
- Отчего это происходило?
- Прочитайте главную мысль стихотворения.
Вывод. «Обычный парень…» Как хорошо, что он стал вовремя присматриваться к себе!
2 этап. Проверка домашнего задания.
Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для себя самого. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну. Вы уже начали это делать, когда готовили к уроку рисунки – свои портреты. Я попросила также изобразить на них свои любимые занятия, увлечения. Поясните свои рисунки. (Школьники прикрепляют портреты на доску, комментируют)
- Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь – берегись, словно медведь просыпается! А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может – как птичка. С каким животным вы сравнили себя? (Ответы учащихся).
Игра.
- Теперь представьте, что вам в руки попала в руки волшебная палочка. Какое бы желание вы загадали? (учащиеся передают «палочку» друг другу, загадывая желания.) А ведь эта игра помогает понять себя: кто-то загадывает для себя, кто-то – для друзей. Один просит вещь, другой хочет иметь друзей, быть умнее, храбрее. Вот только совсем необязательно иметь волшебную палочку, чтобы помогать другим людям. Если хочешь стать добрым, храбрым, умным, то становись таким! Но для этого нужно преодолеть страх, лень, зависть
Чтение. Чтение хорошо подготовленными детьми.
- Послушайте, как в одном из лицейских стихотворений оценивал себя А.С. Пушкин:
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.

- Как вы понимаете значение слова лукав? (Лукавый – хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется, что он хочет одного, а на самом деле добивается другого.) А что значит прям? (Прямой – правдивый, откровенный.) Можно сказать что эти качества противоположены? (Ответы учеников.) Тем не менее они уживаются в одном человеке!
Упражнение.
- Прочитайте описание некоторых качеств человек и догадайтесь, о чем идет речь. (Учитель открывает запись на доске)
… - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
… - стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей. (Верность.)
… - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. (Зависть.)
… - чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег. (Жадность.)
… - способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь. (Отзывчивость.)
Какие их этих качеств вы считаете положительными, а какие – отрицательными? (Ответы учащихся.)
Работа по группам.
Но не все согласились в вашими оценками. Некоторые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо. Обсудите в группах значение этого качества. (Одна группа ищет положительное, другая – отрицательное в этом качестве. Возможные итоги обсуждения: первая группа считает, что у жадных всего много, вторая – у жадных нет друзей; когда делишься, доставляешь радость другому человеку и сам испытываешь удовольствие.) Конечно жадность – отрицательная черта характера. даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Чтение стихотворения. Э. Мошсковской «Жадных нет».
Текст раздаётся детям.

Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну хоть бы мало,
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или что двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?
Замечательно!

Догадываюсь, что всем хотелось бы иметь у себя только положительные качества. В этой связи вспомним слова, сказанные М. Горьким: «Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые».
Минутка тишины. Звучит спокойная музыка.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Встали, потянулись,
Друг другу улыбнулись!


Послушайте рассказ В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». Подумайте, какую бы характеристику дали вы главному герою. (Чтение по ролям.)
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Ножичек с костяной ручкой
Рассказ
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие - попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. Например, нужно срезать ореховую палку. Нагнешь лозу, найдешь то место, где самый изгиб, приставишь к этому месту ножичек - и вот уже облегченно раздалась древесина, а лоза висит почти что на кожице. Может быть, не все мне поверят, но палку толщиной с большой палец я перерезал своим ножичком с одного раза, если, конечно, взять поотложе, чтобы наискосок.
Чтобы вырезать свисток, напротив, нужна тонкая работа. И тут особенно важна острота. Тупым ножом изомнешь всю кожицу, измочалишь, дырочка получится некрасивая, мохнатая по краям. Какой уж тут свист, одно шипение! Из-под моего ножичка выходили чистенькие, аккуратные свистки.
С 1 сентября открылось еще одно преимущество моего ножа. Даже сам учитель Федор Петрович брал у меня ножик, чтобы зачинить карандаш. Неприятность как раз и произошла на уроке, при Федоре Петровиче. Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы "В" или буквы "Ю" (теперь, во втором классе, мы уже знали все буквы), и я полез в сумку, чтобы достать ножичек.
Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины. Забыв про урок и про учителя, я начал выворачивать карманы, шарить в глубине парты, полез в Юркино отделение, но тут Федор Петрович обратил внимание на мою возню и мгновенно навис надо мной во всем своем справедливом учительском гневе.
- Что случилось, почему ты под партой? (Значит, уж сполз я под парту в рвении поисков.) Встань как следует, я говорю!
Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился.
- Что случилось, можешь ты мне сказать?
- Ножичек у меня украли... который из Москвы...
Почему я сразу решил, что ножичек украли, а не я сам его потерял, неизвестно. Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл все ведь завидовали моему ножу.
- Может, ты забыл его дома? Вспомни, подумай хорошенько.
- Нечего мне думать. На первом уроке он у меня был, мы с Юркой карандаши чинили... А теперь нету...
- Юрий, встань! Правда ли, чинили карандаши на первом уроке?
Юрка покраснел, как вареный рак. Ему-то наверняка не нравилась эта история, потому что сразу все могли подумать на него, раз он сидит со мной рядом на одной парте. Про карандаши он честно сознался:
- Чинили.
- Ну хорошо, - угрожающе произнес Федор Петрович, возвращаясь к своему столу и оглядывая класс злыми глазами. - Кто взял нож, подними руку.
Ни одна рука не поднялась. Покрасневшие лица моих товарищей по классу опускались ниже под взглядом учителя.
- Ну хорошо! - Учитель достал список. - Барсукова, встать! Ты взяла нож?
- Я не брала.
- Садись. Воронин, встать! Ты взял нож?
- Я не брал.
Один за другим вставали мои товарищи по классу, которых теперь учитель (а значит, вроде б и я с ним заодно) хотел уличить в воровстве. Они вставали в простеньких деревенских платьишках и рубашонках, растерянные, пристыженные: их ручонки, не привыкшие к обращению с чернилами, были все в фиолетовых пятнах. Каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя, каждый из них отвечал одно и то же: "Я не брал..."
- Ну хорошо, - в последний раз произнес Федор Петрович. - Сейчас мы узнаем, кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун. Выйти всем из-за парт, встать около доски!
Всех ребятишек, кроме меня, учитель выстроил в линейку около классной доски, и в том, что я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто.
Первым делом Федор Петрович стал проверять сумки, портфелишки и парты учеников. Он копался в вещичках ребятишек с пристрастием; и мне уж в этот момент (не предвидя еще всего, что случится потом) было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку.
Прозвенел звонок на перемену, потом снова на урок, потом снова, но теперь не на перемену, а идти домой, - поиски ножа продолжались. Мальчишки из других классов заглядывали в дверь, глазели в окна: почему мы не выходим после звонка и что у нас происходит? Нашему классу было не до мальчишек.
Тщательно обыскав все сумки и парты, Федор Петрович принялся за учеников. Проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки и, только вполне убедившись, что у этого человека ножа нет, отправлял его в другой конец класса, чтобы ему не мог передать пропавшее кто-нибудь из тех, кого еще не обыскивали.
Постепенно ребят около доски становилось все меньше, в другом конце класса все больше, а ножичка нет как нет!
И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек. Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек. Теперь я уж не могу восстановить всего разнообразия чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение. Ручаться можно только за одно - это не была радость от того, что пропажа нашлась, что мой любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках. Напротив, я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.
Между тем обыск продолжался, и мне, прожившему на земле восемь лет, предстояло решить одну из самых трудных человеческих психологических задач.
Если я сейчас не признаюсь, что ножик нашелся, все для меня будет просто. Ну, не нашли - не нашли. Может, его кто-нибудь успел спрятать в щель, за обои, в какую-нибудь дырочку в полу. Хватает щелей в нашей старой школе. Но значит, так и останется впечатление, что в нашем классе учится воришка. Может быть, каждый будет думать на своего товарища, на соседа по парте.
Если же я сейчас признаюсь... О, подумать об этом было ужасно!.. Значит, из-за меня понапрасну затеялась вся эта история, из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали в воровстве. Из-за меня их оскорбили, обидели, ранили. Из-за меня, в конце концов, сорвали уроки... Может быть, им все-таки легче думать, что их обыскивали не зря, что унизили не понапрасну?
Наверно, не так я все это для себя сознавал в то время. Но помню, что провалиться сквозь землю казалось мне самым легким, самым желанным из того, что предстояло пережить в ближайшие минуты.
Встать и произнести громко: "Ножичек нашелся" - я был не в силах. Язык отказался подчиниться моему сознанию, или, может, сознание недостаточно четко и ясно приказывало языку. Потом мне рассказали, что я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек.
- Растяпа! - закричал учитель (это было его любимое словечко, когда он сердился). - Что ты наделал!.. Вон из класса!.. Вон!
Потом я стоял около дверей школы. Мимо меня по одному выходили ученики. Почти каждый из них, проходя, задерживался на секунду и протяжно бросал:
- Эх, ты!..
Не знаю почему, я не бежал домой, в дальний угол сада, где можно было бы в высокой траве отлежаться, отплакаться вдалеке от людей, где утихла бы боль горького столкновения неопытного мальчишечьего сердца с жизнью, только еще начинающейся.
Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошел весь класс. Последним выходил Федор Петрович.
- Растяпа! - произнес он снова злым шепотом. - Ножичек у него украли... Эх, ты!..

-Главный герой – честный, искренний, совестливый, торопливый.
-Почему вы так решили? (Ответы учеников.)

Мальчик поступил так, как подсказала ему совесть. Он преодолел свой страх, стыд, поступил мужественно. Его поступок – почти подвиг!
- Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
- Помните, что порой судьба зависит от поступка. Все мы «пестренькие». Важно то, какие поступки мы совершаем.
Вывод. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением о нас окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это поможет нам сделать «волшебное зеркало».
Вывешивается плакат с именными кармашками для каждого ученика. В эти кармашки любой может положить записку с просьбой, пожеланием, поздравлением для того из одноклассников, кого сам выбрал. Есть на плакате и кармашек с именем учительницы.

3.Отрицательные и положительные качества человека.

Кл.руководитель: Мы все разные. По-разному смотрим на мир, на одни и те же вещи.
И, конечно, у нас у всех есть свои положительные, и отрицательные качества.

Методика «Магазин» ( О.В. Соловьев)

Кл.руководитель: Сейчас мы с вами «пойдем в магазин». Но магазин этот непростой. В этом магазине можно «купить» себе положительные черты характера. Но не за деньги,
а за свои отрицательные качества.
Перед вами листочки бумаги, на которых два слова «продаю» и «покупаю».
Запишите, пожалуйста, от каких своих качеств вы хотите избавиться, и какие
приобрести взамен.

( Дети записывают свои качества, листки собираются, обрабатываются позже. Полученный диагностический материал может быть обсужден на другом классном часе, на родительском собрании).

Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя.
• Я принимаю себя таким, какой есть.
• Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
• Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
• Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
• Я достоин любви и уважения!
• Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
• Я могу позволить другим людям уважать меня.
• Я уважаю свое время: время — это жизнь.
• Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
• Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.

III. Заключение.
Упражнение “Похвали себя и других”.
Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.
Классный руководитель. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
Рефлексия:
- Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”?
Вывод: Если я люблю себя, как частицу Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.
- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Удачи вам в открытии своих новых возможностей и совершенствовании себя. Всего доброго, до свидания.
Форма входа
Часы
Календарь
Погода
Рудный
Учительские сети
Начальная школа Методсовет
Соц. сети

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz