Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Урок 11. Традиции семьи. Урок – инсценировка. Цель урока. Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей. Задачи: Раскрыть значение понятий «счастье семьи», «семейные традиции»; Развивать навыки ответственного поведения в семье; Воспитывать уважительное отношение к родным и близким. Форма работы. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Интеграция. Самопознание + познание мира. Ресурсы. слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, реквизит для инсценирования - небольшая кукла, красивая инструментальная музыка для минутки тишины. Ход урока. Цитата урока. Доброе семя – добрый всход В родной семье и каша гуще В своей семье и сам большой Народная мудрость.
1 этап. Организационный. Круг радости. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым. Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красильникова 2 этап. Постановки цели. - Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. - Что для вас семья? - Почему семья нужна человеку? - О каких традициях семьи вы знаете? Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них. Доброе семя – добрый всход В родной семье и каша гуще В своей семье и сам большой
(Учитель читает пословицы по очереди, дети дают свои комментарии) - А вот их истинный смысл Доброе семя – добрый всход Семя добрый всход дает, Если на добре растет. Если добрая семья, Если ты живешь, любя, Скоро из тебя взойдет Добрый и чудесный всход! В родной семье и каша гуще Побывал в домах я многих: Много разного видал, Кашу всякую едал. Но в семье родимой нашей Самая густая каша. Дома близкие мои Варят кашу из любви. В своей семье и сам большой В своей семье любой велик, И каждый к этому привык. Здесь почитают не за знанья, Здесь окружают пониманием. Пусть даже ты не преуспел, В глазах родных – ты все сумел, Ты сделал все, что только мог, Здесь не услышишь ты упрек. - В каждом пояснении пословицы говорится о семье, в которой любовь, добро, понимание. - Что такое семья для вас ? (ответы детей). - Учитель. Семья - это группа людей связанных браком, родством или усыновлением, проживающих вместе и имеющих общие доходы и расходы. - Почему семья нужна человеку?(ответы детей) - Учитель. Семья - это очаг, что согреет и зажжёт в твоём сердце новый огонь, несчастлив тот, кто в раздоре со своим "очагом", тот, кто утерял его. Если ты не веришь семье, то ты не веришь себе. Вывод. Семья - это самое значимое в жизни человека, это единое целое, которое нельзя разбить. 3 этап. Актуализация знаний. - Что такое счастье? Как вы его представляете?(ответы детей) Учитель. Если спросить человека, что такое счастье, он скажет, что счастье – это когда тебе очень хорошо. Вот бывает просто хорошо, а бывает настолько хорошо, что это уже больше, чем хорошо; это уже счастье.
Инсценирование. (подготовленные ребята показывают сценку, можно раздать слова текста заранее перед уроком) «Как ослик счастье искал» в обработке Сидоровой А.В. (По мотивам Е.Каргановой) Действующие лица: Ведущая – бабушка, Ослик, Барашек, Селезень Коза Ворон Маша Ведущая: Жил на свете любопытный ослик. Звучит музыка, выходит ослик, пританцовывает. Однажды он услышал чей-то голос: голос «Счастье ты моё, иди сюда!» Ему очень захотелось найти это счастье. Ослик: (размышляет) Счастье – что это такое? Может, солнце озорное? Или вкусная еда? или синяя вода? Счастье – что это такое? Может на цветок похоже, Если счастье найду, Сразу маме подарю! Я барашка навещу И о счастье расспрошу. (Подходит к дому барашка и стучит.) Выходит Барашек. Барашек: (потягивается) Я – барашек, мирно спал. В двери кто ко мне стучал? Ослик: Добрый день, баран – сосед! Счастья у тебя, случайно нет? Барашек: Вот случаются напасти, Вам понадобилось счастье? Барашек задумался и стал заглядывать в те места, о чём рассказывает ведущая. Фон: шум и шуршание. Ведущая: Заглянул баран в кладовку, В холодильник, под кровать, Заглянул и в мышеловку, Не нашёлся, что сказать А потом на стул взглянув, Он платок увидел вдруг. Барашек: (Берёт платок, показывает ослику) Счастье, думаю, в тепле, В этом шерстяном платке. Бабушка моя сказала, Что на счастье мне связала. Ослик: ( разочарованно вздыхает). Может быть, ну я пойду. У козы его спрошу. Ведущая: На полянку ослик вышел И козу он там услышал, та с козлятами играла, Пела, прыгала, плясала! Музыка, выходит коза и играет с козлятами в игру «Волк и козлята» 2-3 раза. Ослик: Здравствуй, козочка – коза! Острые твои рога. Что про счастье ты слыхала? Может, счастье ты видала? Коза: (задумалась) Как же, как же, счастье есть, Это вкусненько поесть, Вот сметана и творог, Сливки, молоко, пирог. Счастье моё свежее. Полезное и нежное. Ослик: (удивлённо) Счастье, вовсе не творог И тем подавно, не пирог. Селезень вон отдыхает, Может он про счастье знает? Селезень лежит и задумчиво поёт песню из мульф. про инопланетян Ослик: Селезню большой привет! Счастья у тебя, случайно, нет? Селезень: (радостно) Как не быть!? Смотри, ведро! Счастьем полное оно! Ослик: (заглядывает в ведро) Ты смеёшся! Разве может Счастье на мальков похоже? Селезень: (пожимает плечами) Ну не знаю? Для меня Счастье – хвост от муксуна! Ведущая: Ослик очень огорчился, В путь-дороженьку пустился. В лес зеленый он зашёл Но счастья здесь он не нашёл! Слышаться голоса: «Ау-ау! Ослик!» Ослик: Ой, как страшно, я боюсь! Я за ёлкой схоронюсь! Ведущая: Только спрятался, услышал На полянку кто-то вышел. Выходят барашек с платком, селезень с пирогом и коза с молоком. Барашек: Ослик, ослик, нам ответь, Счастье ты нашёл, иль нет? Выходит ослик и печально качает головой Ведущая: Ворон на суку сидит, Свысока на всех глядит, Вот тряхнул он головой Разговор повёл такой:
Ворон: Вот хочу что вам сказать: Мне здесь многое видать! Вы по лесу походите, Да внимательно глядите. Ваше счастье там сидит, Плачет счастье и молчит. Ворон улетает, коза, ослик и барашек ходят по лесу, ищут Ведущая: Быстро побежали звери Меж кустов и меж деревьев К ёли той, где тёмный лес Поднял ветви до небес. Уходят. Музыка, выходит девочка Маша, садится под ёлочку и плачет. Её находят Барашек, коза и селезень. Барашек: Я – баран! Она коза! Острые её рога. Селезень :(радостно) И от селезня привет! Счастья здесь случайно нет? Ослик: (шипит на селезня) Осликом меня зовут, Своё счастье ищем тут! Коза: Ты не бойся не пугайся, Нам ответить постарайся Счастье надо нам найти Может счастье – это ты? Маша: Я – не счастье, просто Маша! Я в лесу блуждаю вашем. Надо тропку мне найти Но не знаю я пути. Как мне холодно! Коза: Послушай! Может хочешь ты покушать? Угощайся молоком, Подоила его днём! Барашек: А чтоб стало потеплей, Ты платок накинь скорей! Селезень:(стесняясь) Мой подарок тоже, вот Я пирог из рыбы спёк. Маша: Ах, как быстро я согрелась Вкусным пирогом наелась! Напилась я молока Ах, спасибо вам, друзья! Я домой скорей хочу! Ослик: Сядь на спинку, прокачу! Маша «садиться» на ослика и все отправляются в путь. Звучит музыка Ведущая: Дорога домой всегда веселей Когда рядом с Машей столько друзей! На заднем фоне появляется Машин дом и бабушка – ведущая. Маша: (весело) Вот и кончились несчастья! Ах какое это счастье! В доме бабушка моя В доме вся моя семья! Ослик: (озирается) Мы счастья не видим, Ведь счастья здесь нет Открой-ка нам Машенька, Счастья секрет! Машенька: Вот что счастье для меня: Когда рядом вся семья! Ведущая: Вы Машу парным молоком напоили, И счастьем печёным её одарили. Платок шерстяной вы на плечи надели, Вот счастьем пуховым её и согрели. Дорогу домой показали вы ей. Тем счастье доставили внучке моей!
Скажу по секрету, и счастлива я, Что есть у нас с внучкой такие друзья! Такие друзья, ну чем не семья? Ослик: Я понял! Ведь счастье, когда помогаешь! Коза: И радость всем-всем на земле доставляешь! Барашек: Счастливым быть просто, лишь надо хотеть! И будешь ты много счастья иметь! Селезень: Ведь главное чтобы везде и всегда Все: С тобой была рядом большая семья. - А что такое семейное счастье? (ответы детей) Учитель. Настоящее счастье – это гармония, взаимоуважение и желание что-либо делать на благо друг друга, нужно ценить то, что у вас есть на данное время.
Минутка тишины. Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд) А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах. - Учитель. У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их назначение – нет. - Скажите, ребята, зачем же нужна семья ? (ответы детей) - Учитель: Круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому. Воспитание детей, создание и передача семейных традиций Создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.
- А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей) Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? ( ответы учащихся)
Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. - Что такое традиция? Работа по учебнику «Самопознание» стр.43. Прочитайте определение в учебнике. Традиции семьи – это порядок, установившийся в её жизни. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогут укрепить семью. Благодаря добрым традициям, человек постигает общечеловеческие ценности, учится проявлять любовь, добро, заботу, терпение, оказывать помощь и поддержку родным и близким. - А какие традиции есть в ваших семьях? (ответы детей) - Самой важной традицией в семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Разминка. - Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте. Разделитесь на 2 группы (семьи). Каждая семья должна разместится в своём кругу(домике). Побеждает та семья, которая первой разместится. - Какие качества вам потребовались для участия в этой игре? (ответы детей) - А какие чувства возникли у вас , когда вы находились в круге? 3 этап. Творческая деятельность. (работа по группам) - Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии. (защита работ). - А какие традиции есть в ваших семьях? (ответы детей) - Самой важной традицией в семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации Обобщение. Семья- наш общий дом, а значит и традиции у нас общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жить в семье. Домашнее задание. Составить с родителями родословную семьи, принести семейные фотографии. Круг «От сердца к сердцу» /Я – говорим хором/ Семья – это много понятий разных, Семья – это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость твоя и моя. Семья – это ты! Семья – это я!
|
|
|