ИЗО Тема «Освещение. Свет и тень» Цели: Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета; познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»; расширить представления о свете как средстве организации композиции в картине; учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением; развивать приёмы работы карандашом; воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи. Оборудование: геометрические тела (конус, куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр), подсветка, образец педагогического рисунка (см. рис. 1-4)
рис. 1-4 Словарь: рисунок, светотень, композиция. ХОД УРОКА. I Организационный момент. 1 Приветствие. 2 Проверка готовности учащихся к уроку. 3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала: - С какими приёмами штриховки карандашом вы знакомы? (нажимом (см. рис. 5), накладыванием штрихов (см. рис. 6)) - Что такое перспектива? Ракурс? - С какими геометрическими телами вы знакомы? (см. рис. 7,8) - Каковы правила их построения?
рис. 5 рис. 6
рис. 7,8 II Сообщение темы урока. Хотя на прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, воплотить художнические замыслы. III Изучение нового материала. 1 Сообщение теоретических сведений. Роль характера и распределения теней в изображении многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Чтобы умело пользоваться в своём творчестве тенями и свободно предавать с их помощью свои замыслы, надо, прежде всего, знать законы их образования. Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далёком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны. Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся. По отношению к зрителю и картине солнце может занимать 3 основных положения, которые определяют положение теней: - солнце находится против наблюдателя по другую сторону картины, падающие тени от предметов идут на наблюдателя; - солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине; - солнце находится позади наблюдателя, падающие тени идут от зрителя в глубь картины 2 Передача формы предмета. На плоском листе художник создаёт изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научиться воспринимать всё видимое пространственно и объёмно. Видимые нами объёмные формы выявляются для нас падающим на них светом- светотенью.Светотень распадается на несколько фаз, получивших у художников определённые наименования. Рассмотрите градации светотени на рисунке (см. рис. 9).
рис. 9 На наиболее освещённой поверхности располагается свет, а самая яркая точка называется бликом. На поверхности, освещённой скользящим светом, располагается полутон, а на самой затенённой поверхности- собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отражённым от других предметов- рефлексом. Наконец, предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень, которая обычно бывает темнее собственной тени. Задача рисующего- найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объём тела в целом. 3 Ознакомление со словарём по искусству. Рисунок- изображение, начертание на плоскости с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен. Светотень- сочетание светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объёмности изображаемого предмета. Градации светотени- свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Композиция- способ расположения, построения художественного произведения, взаимосвязь элементов произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. IV Актуализация знаний. Сегодня мы выполним рисунок объёмных геометрических тел с боковым освещением. В процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными по освещённости поверхностями. V Практическая работа. Задание. Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.) с боковым освещением (работа карандашом). Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы. VI Итог урока. 1 Выставка работ. Рисунки учащихся (см. рис. 10,11).
рис. 10,11
2 Заключительное слово. Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том , что правильная передача светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму предмета. В ваших рисунках передано распределение освещённости на различных частях поверхности предмета. Домашнее задание: подобрать материал по изученной теме. Ознакомиться подробнее с понятиями, рассмотренными на уроке, в словарях по изобразительному искусству.
ИЗО Тема «Освещение. Свет и тень» Цели: Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета; познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»; расширить представления о свете как средстве организации композиции в картине; учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением; развивать приёмы работы карандашом; воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи. Оборудование: геометрические тела (конус, куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр), подсветка, образец педагогического рисунка (см. рис. 1-4)
рис. 1-4 Словарь: рисунок, светотень, композиция. ХОД УРОКА. I Организационный момент. 1 Приветствие. 2 Проверка готовности учащихся к уроку. 3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала: - С какими приёмами штриховки карандашом вы знакомы? (нажимом (см. рис. 5), накладыванием штрихов (см. рис. 6)) - Что такое перспектива? Ракурс? - С какими геометрическими телами вы знакомы? (см. рис. 7,8) - Каковы правила их построения?
рис. 5 рис. 6
рис. 7,8 II Сообщение темы урока. Хотя на прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, воплотить художнические замыслы. III Изучение нового материала. 1 Сообщение теоретических сведений. Роль характера и распределения теней в изображении многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Чтобы умело пользоваться в своём творчестве тенями и свободно предавать с их помощью свои замыслы, надо, прежде всего, знать законы их образования. Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далёком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны. Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся. По отношению к зрителю и картине солнце может занимать 3 основных положения, которые определяют положение теней: - солнце находится против наблюдателя по другую сторону картины, падающие тени от предметов идут на наблюдателя; - солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине; - солнце находится позади наблюдателя, падающие тени идут от зрителя в глубь картины 2 Передача формы предмета. На плоском листе художник создаёт изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научиться воспринимать всё видимое пространственно и объёмно. Видимые нами объёмные формы выявляются для нас падающим на них светом- светотенью.Светотень распадается на несколько фаз, получивших у художников определённые наименования. Рассмотрите градации светотени на рисунке (см. рис. 9).
рис. 9 На наиболее освещённой поверхности располагается свет, а самая яркая точка называется бликом. На поверхности, освещённой скользящим светом, располагается полутон, а на самой затенённой поверхности- собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отражённым от других предметов- рефлексом. Наконец, предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень, которая обычно бывает темнее собственной тени. Задача рисующего- найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объём тела в целом. 3 Ознакомление со словарём по искусству. Рисунок- изображение, начертание на плоскости с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен. Светотень- сочетание светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объёмности изображаемого предмета. Градации светотени- свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Композиция- способ расположения, построения художественного произведения, взаимосвязь элементов произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. IV Актуализация знаний. Сегодня мы выполним рисунок объёмных геометрических тел с боковым освещением. В процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными по освещённости поверхностями. V Практическая работа. Задание. Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.) с боковым освещением (работа карандашом). Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы. VI Итог урока. 1 Выставка работ. Рисунки учащихся (см. рис. 10,11).
рис. 10,11
2 Заключительное слово. Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том , что правильная передача светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму предмета. В ваших рисунках передано распределение освещённости на различных частях поверхности предмета. Домашнее задание: подобрать материал по изученной теме. Ознакомиться подробнее с понятиями, рассмотренными на уроке, в словарях по изобразительному искусству.