Литературное чтение Урок по К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» Цель: • привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом. Задачи: • Развивать творческое воображение. • Учить составлять план прочитанного произведения. • Учить выделять главное в содержании. Ход урока. 1. Организационный момент. Звучит музыка Ю. Визбора “Наполним музыкой сердца”. Вступительное слово учителя на фоне музыки. Учитель. Музыка успокоила нас. Она может вызвать и другие, глубокие чувства. А почему люди пишут музыку, стихи, картины, лепят скульптуры? Всё это – искусство. Мир вокруг нас огромен, прекрасен и удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытием, он старается передать красоту мира красками, словами, звуками. А люди, которые слушают, его стихи, или музыку, смотрят его картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, то становятся добрее, красивее, лучше. Искусство не даёт жизни сделаться, серой, скучной. “Наполним музыкой сердца, Устроим праздники из буден …” Хочу, чтоб сегодняшний урок приблизил вас и искусству. Сегодня будут звучать музыка, стихи.
2. Психологический настрой – Учитель. У нас хорошее настроение, мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то новое или вспомнить то, что знали. 3. Проверка домашнего задания. “Минутка поэзии” №1 О. Мандельштам “Рояль” 4. Сообщение темы и задач урока На доске написано: 1 К.Паустовский. 2 “Корзина с еловыми шишками”. 3 Жанр? 4 Тема? Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на запись на доске. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения? Ответы и предложения школьников. - Знакомство с писателем. - Открытие тайн данного произведения. - Определение жанра и темы. - Учиться понимать текст, видеть в нем главную мысль, чему-то учиться. - Сделать для себя открытие чего-то нового. 5. Подготовка к восприятию текста. 1. Вопросы к детям. - Что вы больше всего любите читать - стихи, рассказы, сказки? - Вспомните, что такое рассказ? ( Ответы детей). На доске вписываем возле слова жанр- рассказ. Учитель. Мы с вами познакомимся с рассказом К. Паустовского. Ребята, а о чем пишет К.Паустовский? Ответы детей. О природе. Учитель. Сейчас по названию рассказа мы попытаемся догадаться, о чем будем читать. Ответы детей. О шишках. О природе. Учитель. Спасибо! А кто из вас знает, как выглядит еловая шишка? Варианты ответов детей. Показ шишки, если есть, рисунка. 2. Работа с иллюстрацией из учебника. Учитель. (Страница). Как вы считаете, кто еще будет встречаться в рассказе? Ответы учеников. Девочка. Мужчина. Осень. (На вопрос - что?). Завершение подготовительного этапа и предположения содержания текста. Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а под музыку. 6. Чтение 1 части. Перед чтением минутный настрой. Учитель. Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами. Читают дети в классе по переменки. 7 . Работа с прочитанной частью из рассказа. Учитель. Мы познакомились с содержанием 1 части. Действительно, в ней встретилось многое, о чем мы и предполагали. А что нового мы узнали из части? Ответы детей. Главные персонажи - Дагни и Э.Григ. Композитор Норвегии. Описание красоты природы. Здесь показываю портрет композитора, на карте находим Норвегию. Историческая справка. Первое сообщение читает подготовленный ученик о Норвегии. Учитель рассказывает о Норвегии.
Учитель. Эдвард Григ – норвежский композитор, родился 15 июля 1843 года в небольшом приморском городе Бергене. Отец был британским консулом, а мать пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование, т.к. музыка притягивала Эдварда с раннего детства. В 1862г. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Эдвард Григ писал музыку и к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно- известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Эдвард Григ и сам был одним из талантливейших композиторов нашего века. 8. Продолжение работы по прочитанной части. Учитель. О чем произошел диалог между Дагни и Григом? А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой? Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке? Что самое главное в 1 части? Давайте озаглавим эту часть. Варианты детей. Встреча. Подарок. Беседа. (Запись на доске). Учитель. Как вы считаете, что будет дальше? Ответы детей. Напишет музыку. Они встретятся... Учитель. Хотите узнать? Тогда читаем дальше. 9. Чтение 2 части цепочкой. Учитель. Что же узнали нового? Ответы детей. Григ пишет музыку. Мечтает. Зима. Мечты о встрече с девушкой. Учитель. Озаглавим 2 часть. Мечта. Написание музыки. Запись выбранного детьми заголовка на доске. Прослушивание произведения композитора Грига. Учитель. Какое у вас настроение после услышанной мелодии? Какой фрагмент из рассказа вы вспоминаете? Почему? Объясните. Что мы можем рассказать о характере Грига? Каждый человек талантлив по-своему, многим людям хочется поделиться своим состоянием души с другими: радостью, горем, тоской. И появляются на свет замечательные шедевры, созданные талантливыми создателями. Ребята, как вы думаете, какие это работы? Ответы и мысли вслух. Учитель. Да, словом владеет поэт и писатель, красками и кистью - художник, а композитор - звуками.... 10. Подведение итогов. Учитель. Давайте мы все вместе подведем итог того, что мы сегодня узнали на занятии. Смогли ли мы с вами выполнить задачу, которую поставили в начале урока? Что больше понравилось? Почему? Ответы и впечатления детей. Учитель. А вы хотите узнать, чем же закончилась эта история? 11. Домашнее задание: Дочитать рассказ до конца и озаглавить части. Кто хочет, может нарисовать рисунок к произведению.