Урок ПОЗНАНИЯ МИРА ТЕМА: Леса и тугаи.
ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным
и растительным миром; расширить представление о природных богатствах ле-
сов и тугаёв. 2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение
сравнивать и делать выводы. 3. Воспитывать бережное отношение к природе,
эстетический вкус, уважение к природе. Тип урока – урок формирования
новых зунов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации
растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаи- ка,
жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о Боровом,
использование интерактивной доски для просмотра филь- ма. ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. - Выберем настроение урока. ( три мордашки:
весёлая, серьёзная, грустная ) - Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для
нашего урока? - Почему? А какая сегодня погода? - А соответствует ли
погода нашему настроению? - Итак, мы постараемся пронести наше доброе,
весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о
нашем родном крае – о Казахстане.
2. Объявление цели и задач урока.
Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная Сары-Арка. Открытая полынным ветрам, Раскинулась на
сотни километров. Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных
неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы,
лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана!
- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить
о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с
живот- ным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких
групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4
группы) географы ботаники зоологи экологи - Ребята, а кто
знает, что изучают эти учёные?
3.Формирование новых знаний и умений.
- Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь,
пусты- ни, полупустыни, горные районы.) - А в какой природной зоне живём
мы? -Как ещё называется это место? (Сары-Арка) - Что такое степь? Когда
она особенно красива? - Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте
старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир,
подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы,
одетые густыми лесами, белоснежны- ми шапками, третьих одарил плодородными
полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда
народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного,
что осталось у него в мешке. Но не откликнул- ся Аллах на просьбу степняков.
Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил пере- хитрить всевышнего,
предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спря- таться в
пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и
спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой
высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились
прозрач- ные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так
гласит легенда. - И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где
природа создала удивитель- ный мир красок, форм и звуков. - А кто знает,
где в Казахстане есть леса? - Вблизи г. Кокшетау живописное место
по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боро- вое. - В Карагандинской
области – Каркаралинск. - В Павлодарской области – Баян-аул. - В
Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки)
- А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах? - Предоставим слово
географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь
расскажут нам о них. 1 географ – В низменностях на широких просторах от
Южного Урала на севере Казах- стана до Алтайских гор растут небольшие леса.
А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие
леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)
2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены
боль- шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы-
вают ленточными борами. - Что такое бор? - Как вы понимаете
«ленточный бор»? 3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в
Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. 4 географ – В
Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них так- же
встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными бора- ми. -
Как понимаете выражение «гранитный бор»? - А сейчас мы с вами посмотрим
небольшой кусочек видеофильма об одной жемчу- жин Казахстана – Боровом.
Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , ска- жите, что вы увидели
из того, о чём вам рассказали географы. - Что такое тугай? -- Где в
Казахстане встречаются леса?
- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития
растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это
способствует росту растений в лесах и тугаях? - Давайте вспомним из 2,3
классов все ли растения равномерны?
1этаж – травы, цветы 2этаж – кустарники 3этаж – деревья
- Слово ботаникам. Они раздают задание группам. Мозаика. Необходимо из
кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина, сосна,
дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску. Рядом
гербарий. (прикреп. на доску) - Что можете сказать о берёзе?
1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –
светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой
бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой,
кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт бе-
рёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи
называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт мно-
го низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,
малина. 2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются
густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом
растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и
сочными красными плодами, земляника.
3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый,
сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой.
Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие,
пря- мые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть раз –
ветвление, образующее крону.
4 ботаник-Мощь и величественная красота
дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему
никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из
древесины дуба делают мебель, паркет .Кору- применяют в кожевенном деле.
Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве. - На
какие группы можно разделить эти деревья? - Чем они отличаются?
- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. - Из какого
дерева делают спички?(осина) - Какое дерево применяют для изготовления
лыж?(берёза) - У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) - Из
какого дерева делают пианино?(ель) - Какое дерево даёт сок?(берёза) -
Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое
множество различных животных.
Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы
должны отгадать - кто прислал эти телеграммы.
1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах.
А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу
не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка.
Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного
назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой
вер- теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой
де- ревьев. (заяц-картинка)
2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень
боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый
зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью
скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и
ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи нам
не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
картинка)
3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров
вы- соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви-
сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес- ные
листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и
соль любим.(лось-картинка)
- А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем
в учебнике. Стр.96 (чтение вслух) - Какие животные обитают в лесах и тугаях?
- Какие птицы там водятся? - Как дни приспособились к жизни среди
деревьев и кустарников?
Слово экологам.
1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают
Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь
кислородом.
2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору,
поды- шать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник ра-
дости и здоровья.
3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом.
Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из
древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с
каж- дым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что
бездумно истребляется.
Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу?
Какие правила они нарушили?
1 ситуация. Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой
сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели
девочки, выкинули пакет с мусо- ром под кустик. Побродив по лесу, дети
нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они
отправились домой.
Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.
2 ситуация. В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в
лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил
макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки,
и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в
тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы
вернулись домой.
3 ситуация. Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок.
Прогуливаясь, мы уви- дели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что
там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы
пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли
домой. Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных
насекомых.
4 ситуация. Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще
леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая
получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр.
Нанесли сухих веток и разо- жгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора
домой, да и костёр догорал. Доволь- ные ребята отправились домой.
- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств»,
кото- рый записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на
многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Долг каждого гражданина беречь и охранять природу. 4. Закрепление. -
О чём мы сегодня говорили? - Что такое тугаи? Бор? - Где в Казахстане
встречаются леса и тугаи? - Какие деревья растут в лесах и тугаях? - А
какие ещё растения? - Какие животные водятся в лесах и тугаях? - Почему
мы должны охранять лес? - Что даёт нам лес? - Какие правила мы должны
соблюдать в лесу? - Что требуется от каждого человека? - Был ли полезен
для вас этот урок? - Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило? - Я бы
хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу – Озёра,
леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы
с тобою родились, Живём мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все
вместе Мы к ней относится добрей.
|