Сайт учителя начальных классов Гавлик Натальи
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 17.11.2024, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Цитата дня
Жизнь сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Нас посетили
Гость ,
Главная » Файлы » Мои файлы

Познание мира 4 класс
29.09.2012, 18:24

Урок ПОЗНАНИЯ МИРА
ТЕМА: Леса и тугаи.

ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и
растительным миром; расширить представление о природных богатствах ле-
сов и тугаёв.
2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать
выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к
природе.
Тип урока – урок формирования новых зунов.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации
растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаи-
ка, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о
Боровом, использование интерактивной доски для просмотра филь-
ма.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
- Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )
- Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?
- Почему? А какая сегодня погода?
- А соответствует ли погода нашему настроению?
- Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш
урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.

2. Объявление цели и задач урока.

Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная Сары-Арка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!

- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о
лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с живот-
ным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.

- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп
учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)
географы
ботаники
зоологи
экологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?

3.Формирование новых знаний и умений.

- Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты-
ни, полупустыни, горные районы.)
- А в какой природной зоне живём мы?
-Как ещё называется это место? (Сары-Арка)
- Что такое степь? Когда она особенно красива?
- Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.
Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и
глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежны-
ми шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам
оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть
маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнул-
ся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил пере-
хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спря-
таться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и
спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой
высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрач-
ные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.
- И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивитель-
ный мир красок, форм и звуков.
- А кто знает, где в Казахстане есть леса?
- Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боро-
вое.
- В Карагандинской области – Каркаралинск.
- В Павлодарской области – Баян-аул.
- В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки)
- А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?
- Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и
теперь расскажут нам о них.
1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казах-
стана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и
пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в
речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)
2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены боль-
шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы-
вают ленточными борами.
- Что такое бор?
- Как вы понимаете «ленточный бор»?
3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это
известный лес Наурзум-карагай.
4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них так-
же встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными бора-
ми.
- Как понимаете выражение «гранитный бор»?
- А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчу-
жин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , ска-
жите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы.
- Что такое тугай?
-- Где в Казахстане встречаются леса?

- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений,
плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует
росту растений в лесах и тугаях?
- Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?

1этаж – травы, цветы
2этаж – кустарники
3этаж – деревья

- Слово ботаникам. Они раздают задание группам.
Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья:
берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.
Рядом гербарий. (прикреп. на доску)
- Что можете сказать о берёзе?

1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –
светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой
бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой,
кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт бе-
рёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи
называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт мно-
го низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,
малина.
2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина-
стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом
растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и
сочными красными плодами, земляника.

3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и
красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна-
хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, пря-
мые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть раз –
ветвление, образующее крону.

4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб
шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель,
паркет .Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб
(2000л.) на земле, находится в Литве.
- На какие группы можно разделить эти деревья?
- Чем они отличаются?

- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
- Из какого дерева делают спички?(осина)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
- У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
- Из какого дерева делают пианино?(ель)
- Какое дерево даёт сок?(берёза)
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)

- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.

Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны
отгадать - кто прислал эти телеграммы.

1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего
этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу.
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у
меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад.
Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер-
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой де-
ревьев. (заяц-картинка)

2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись,
то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь.
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью
скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды
и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
картинка)

3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы-
соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви-
сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес-
ные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но
очень мы и соль любим.(лось-картинка)

- А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.96 (чтение вслух)
- Какие животные обитают в лесах и тугаях?
- Какие птицы там водятся?
- Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?

Слово экологам.

1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле
кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь
кислородом.

2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес –
это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, поды-
шать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник ра-
дости и здоровья.

3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в
своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины
делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каж-
дым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что
бездумно истребляется.

Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие
правила они нарушили?

1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и
пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусо-
ром под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по
два букета цветов. Довольные они отправились домой.

Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.

2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы
увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в
живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.

3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы уви-
дели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и
стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.

4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!
Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разо-
жгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Доволь-
ные ребята отправились домой.

- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.

-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», кото-
рый записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
4. Закрепление.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое тугаи? Бор?
- Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
- Какие деревья растут в лесах и тугаях?
- А какие ещё растения?
- Какие животные водятся в лесах и тугаях?
- Почему мы должны охранять лес?
- Что даёт нам лес?
- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
- Что требуется от каждого человека?
- Был ли полезен для вас этот урок?
- Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
- Я бы хотела закончить наш урок словами:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Категория: Мои файлы | Добавил: nata
Просмотров: 2410 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 sfslab  
0
Кaчеcтвeнный заливающий или pиcующий свeт для cцены, мoбильность и нeбольшой веc для выездных съёмок, универсальный студийный крепёж (рига, штaтив), 4 цветных фильтрa. Освeтитeльные прибopы обеспечивают качecтво, радующeе закaзчика: раcтут прибыли и клиентская база.
Тeлефoн: 8 (499) 394-69-58
Cайт: sfs-lab.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Часы
Календарь
Погода
Рудный
Учительские сети
Начальная школа Методсовет
Соц. сети

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz